Вопрос: «Где-то есть страх, который делает меня закрытым и жестким, грустным и отчаянным, гневным и безнадежным. Это кажется таким тонким, что я даже, на самом деле, не сильно с этим соприкасаюсь. Как я могу увидеть это более ясно?»
Ошо: «Единственная проблема с грустью, отчаянием, гневом, безнадежностью, волнением, мучением, страданием заключается в том, что ты хочешь от них избавиться. Это единственный барьер.
Тебе придется жить с этим. Ты не можешь просто сбежать. Они являются той ситуацией, в которой жизнь должна интегрироваться и расти. Они являются вызовами жизни. Прими их. Нет худа без добра. Если хочешь от них сбежать, если каким-то образом хочешь от них избавиться, тогда появляется проблема, потому что если ты хочешь от чего-то избавиться, ты никогда не смотришь на это напрямую.
А тогда это все начинает прятаться от тебя, потому что ты это осуждаешь. Тогда это все продолжает двигаться глубже в подсознание, прятаться в самом темном углу твоего существа, там, где ты не сможешь найти. Оно движется в самый низ твоего существа и прячется там. И, конечно, чем глубже это ушло, тем больше проблем оно создает, потому что тогда оно начинает работать из неизвестных уголков твоего существа, и ты полностью беспомощен.
Поэтому первое: никогда не подавляй. Первое: что есть, то есть.
Прими это и позволь этому прийти, позволь этому предстать перед тобой. На самом деле, просто сказать «не подавляй», не достаточно. Если позволите, я бы сказал, — «Подружитесь с этим.» Вам грустно? Подружитесь с этим. Проявите к этому сострадание. У грусти тоже есть сущность. Позвольте ее, обнимите ее, сядьте с ней, возьмитесь за руки. Будьте дружелюбными. Влюбитесь в это.
Грусть – это прекрасно! В ней нет ничего неправильного. Кто сказал вам, что быть грустным – это неправильно? На самом деле, только грусть дает вам глубину. Смех поверхностен, счастье проникает только под кожу. А вот грусть проникает в сами кости, в саму вашу плоть. Ничто так глубоко не идет, как грусть.
Поэтому не беспокойся. Оставайся с этим, и грусть отведет тебя в самую сердцевину. Можешь проехаться на ней, и сможешь познать что-то новое о своем существе, что никогда не знал до этого. Это сможет обнажиться только в состоянии грусти, и никогда в состоянии счастья. Темнота тоже хороша, темнота также божественна. Богу принадлежит не только день, но и ночь. Вот такой подход я называю религиозным.
Это становится тонким, если ты хочешь от этого избавиться. Тогда, конечно, оно себя защищает, прячется в самых глубоких уголках твоего существа. Это становится таким тонким, и завуалированным, что ты не можешь это распознать. Оно начинает проявляться под другими именами.
Если ты сильно против гнева, тогда гнев поднимется в другом облачении, он может стать гордостью, эго, может даже стать религиозной гордостью, может стать очень ханжеским. Это может спрятаться за твоей добродетелью, за твоим характером. Тогда это становится очень тонким, потому что сейчас поменялось имя. Это играет чью-то другую роль, но глубоко внутри это остается гневом.
Позвольте всему быть в их истинном свете. В этом заключается религиозная храбрость: позволять всему быть таким, какое это есть. Я не обещаю вам розовых садов; есть шипы, есть и розы. Но вы можете добраться до розы только через шипы.
Если человек никогда не был грустным, он не сможет быть по-настоящему счастливым. Это для него невозможно. Его счастье будет только навязанным жестом, пустым, бессильным. Вы можете увидеть это на лицах людей, когда они смеются. Их смех такой поверхностный, нарисованный на губах. Нет никакой связи с сердцем.
Он подобно губной помаде, когда губы выглядят красными и розовыми, но эта краснота не исходит из красноты крови. Хорошо, когда губы красные, но это краснота должна исходить из живости, из ваших клеток крови, из вашей энергии, жизненной силы, молодости. Нет же, вы красите губы, они выглядят красными, но это уродливо. Губная помада – это ужасно. И вы увидите, что только уродливые женщины пользуются ею. Зачем красивой женщине помада? Все это кажется абсурдным. Если ваши губы красные, живые и полны жизни, зачем их красить? Вы делаете их фальшивыми и уродливыми.
Ваше счастье подобно помаде. Вы несчастливы, вы знаете об этом, но не можете принять этот факт, потому что это будет слишком для вашего эго. Вы, и несчастны?! Как это можно принять? Возможно, вы несчастны внутри, но это ваша собственная проблема, вы не должны это выражать, вы не должны говорить правду. Для мира вы должны держать лицо, должны поддерживать свою личность. Поэтому продолжаете смеяться. Понаблюдайте за смехом людей, и тут же увидите, какой смех исходит из сердца.
Когда смех исходит из сердца, вы тут же сможете почувствовать другую вибрацию – переполнение. Этот человек действительно счастлив. Когда смех только на губах – это пустой смех. Это просто жест, за которым ничего нет. Это фасад.
Тот, кто не может глубоко смеяться, тот, кто подавил грусть, не может идти глубоко, потому что боится грусти. Даже если он пойдет глубоко в свой смех есть страх, что может выйти на поверхность грусть. Ему всегда приходится быть начеку.
Поэтому, пожалуйста, какой бы ни была ситуация, начните ее позволять. Если вам грустно, вам грустно. Такова Божья воля, что в этот момент, как минимум, он хочет, чтобы вам было грустно. Поэтому будьте честными, будьте грустными! Проживите эту грусть. А если сможете прожить эту грусть, появится другое качество счастья. Это уже не будет подавлением грусти, а это будет находится за пределами грусти.
Тот, кто может быть терпеливо грустным, неожиданно обнаружит, что однажды утром в его сердце поднимается счастье из какого-то неведомого источника. Этим источником является Бог. Вы заслужили это, если были искренне грустными, если были искренне безнадежными, отчаянными, несчастными, если жили в аду, вы заслужили рай. Вы заплатили свою цену.
Какой бы ни была ситуация, если вам грустно, будьте грустными, если хочется отомстить, отомстите, если ревнуете, будьте ревнивыми, если гневаетесь, будьте гневными. Никогда не избегайте самого факта. Вы должны это прожить, такова часть жизненного прогресса, роста, эволюции. Те, кто избегают, остаются незрелыми. Если вы хотите оставаться незрелыми, тогда продолжайте избегать, но запомните, что вы избегаете саму жизнь. Что вы избегаете, не в этом дело, сам процесс избегания – это избегание жизни.
Посмотрите в лицо жизни. Встретьтесь с ней. Будут трудные моменты, но однажды вы увидите, что те трудные моменты дали вам силу, потому что вы с ними столкнулись. Так и должно было быть. Те сложные моменты, когда вы через них проходите, это сложно, но позже вы увидите, что они сделали вас более интегрированными. Без них вы бы никогда не стали центрированными, твердо стоящими на земле.
Старые религии по всему миру подавляли.
Новая религия будущего должна быть экспрессивная. И я обучаю вас этой новой религии. Позвольте выражениям чувств быть самыми фундаментальными правилами вашей жизни. Даже если ради них придется страдать, страдайте. Вы никогда не будете лузерами.
Такое страдание сделает вас все более и более способными наслаждаться жизнью, радоваться ею.»